Решение Гуманитарной рады при Президенте Украины об обеспечении
велосипедными дорожками уже существующих и строящихся автомобильных
дорог (октябрь 2010 года) никто выполнять не торопится. Почему в нашей
стране игнорируются директивы, подписанные Президентом страны? Попробуем
разобраться.
Долгое время в Украине было не до велосипедистов. Других проблем в
стране хватало. Но осенью прошлого года последовал, казалось, мощный
толчок к развитию велосипедной инфраструктуры украинских городов. 13
октября 2010 г. увидело свет Решение Гуманитарной Рады при Президенте
Украины, в котором, помимо прочего, говорилось следующее:
"Совету министров АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской
городским государственным администрациям совместно с органами местного
самоуправления: осуществить комплекс работ по обеспечению существующих и
учету в процессе строительства новых автомобильных дорог и магистралей
дорожек для проезда велосипедистов с возможностью использования их
инвалидами на колясках".
Сказано - сделано? В том же месяце Киев рапортовал о создании первой
велодорожки – 5-километрового отрезка (с разметкой и знаками) на
реконструированной дороге по улице Здолбуновской. Премьер-министр
Украины Николай Азаров по этому поводу сказал: "Впервые в Киеве
появилась велосипедная дорожка. Это важное и нужное дело. Нужно
разгружать город Киев от автомобилей и пересаживаться на велосипеды.
Поэтому мы развиваем это направление".
При этом члены Ассоциации велосипедистов Киева с горечью заявляют, что
велодорожка, которую открыл премьер-министр Украины, малопригодна для
проезда на велосипеде. Кроме того, что дорожка местами проходит через
паркинги и посередине тротуаров, в некоторых местах на нее даже нет
заездов. Дорожка внезапно исчезает на одной стороне улицы, появляясь на
противоположной. Так бывает, когда дорожки строятся не в рамках
комплексного проекта, а как единичный объект "для галочки".
Проходит время, но существенных шагов в направлении обустройства
велосипедной инфраструктуры украинских городов не предпринимается.
Создается впечатление, что об октябрьском решении Гуманитарной Рады
просто забыли. А между тем, еще за год до подписания данного документа,
по инициативе руководства корпорации ИСД, в Спортивном клубе ИСД была
разработана концепция социально-экологического проекта, который назвали
"ВелоКраина". Авторы концепции в 2008-2009 годах проанализировали опыт
европейских стран (Нидерландов, Швеции, Германии, Франции, Польши и др.)
по строительству велодорожек, сооружению велопарковок и, в целом,
развитию социальной велосипедной инфраструктуры. Этот анализ и лег в
основу "ВелоКраины".
16 сентября 2009 г. концепция была направлена во все органы
государственной власти. Также последовал доклад на конференции Федерации
велосипедного спорта Украины. Ответ властей можно суммировать следующим
образом: благодарим за заботу о развитии физкультуры и спорта, ваше
предложение интересно, такие проекты должны существовать и в будущем
проект может быть включен в государственную программу. Но - "К
сожалению, в условиях нынешних кризисных явлений в экономике Украины,
принятие новых программ, которые требуют дополнительного финансирования
из государственного бюджета, противоречит постановлению Кабинета
Министров Украины от 26.11.2008 №1036 "Некоторые вопросы организации
бюджетного процесса". По окончании действия Государственной программы
развития физической культуры и спорта на 2007-2011 годы… будет
разрабатываться проект новой программы на последующие годы, в котором
будут учтены ваши предложения," - сказано в письме в адрес Спортивного
клуба ИСД из Министерства Украины в делах семьи, молодежи и спорта за
подписью заместителя Министра Ростислава Драпушко, датированном 27.10.
2009.
Казалось бы, решение Гуманитарной Рады осенью 2010-го могло стать
толчком к тому, чтобы, наконец, засучить рукава и взяться за работу –
благо, опыт изучен и систематизирован, финансовая
составляющая также просчитана, готовый проект ждет реализации. Но…
новые письма руководства Спортивного клуба ИСД, адресованные Президенту
Украины и начальнику Управления по вопросам физической культуры и спорта
Донецкой областной государственной администрации, в которых выражалась
готовность применить имеющийся опыт и разработки к практической
реализации совместно с органами государственной власти, остались без
ответа. Получается, что власти к этой "готовности" оказались не готовы.
"По поводу "ВелоКраины" нового ничего не происходит, - недоумевает
президент Спортивного клуба ИСД Виталий Ковальчук. - Мы громко стучали
во многие двери. Еще в начале года мы получили ответ от чиновников из
состава тогдашнего Министерства по делам семьи, молодежи и спорта. Они
почти на страницу нам расписали, насколько узко мы смотрим, насколько
слабо мы знаем программу развития спорта в нашей стране. И что когда
закончится ныне действующая программа до 2011 года, вот тогда, возможно,
они обратят внимание на наш проект и им займутся... Мы продолжаем
стучаться в различные двери, и не устанем это делать. Ведь, без
сомнений, данный проект, который должен лечь в основу соответствующей
государственной программы, необходим нашей стране по многим аспектам.
Для его реализации необходимо развитие и использование всех возможностей
велосипедного движения как массового вида спорта, культуры и активного
досуга на основе положительного опыта европейских стран. Что же касается
исполнения решения Гуманитарной Рады, то мне горько и странно
осознавать, что чиновники самого высокого ранга попросту игнорируют
указания Президента Украины".
29 июня 2011 года Кабинет министров Украины издал постановление об
утверждении Государственной целевой социальной программы развития в
Украине спортивной и туристической инфраструктуры в 2011-2022 годах.
Программа практически вся направлена на создание условий получения
Украиной права принять Зимних Олимпийских игр 2022 года. Тут уж не до
велосипедов…
СПРАВКА
Европейский опыт
В Германии условия для велосипедистов - одни из самых
лучших в Европе. Велодорожки являются неотъемлемой частью дорожной сети,
а велосипедисты - равноправными участниками дорожного движения. Общая
длина велодорожек превышает 70 тыс. км. Немцы не останавливаются на
достигнутом: городская администрация Берлина, где велосипедисты
составляют 13% от всех участников дорожно-транспортного движения,
выделила 10 млн.
евро на развитие городской велоинфраструктуры. В целом, по последним
данным Немецкого клуба велосипедистов ADFC, более 2 млн. немцев ездят на
работу на велосипедах. А на 82 млн. жителей страны приходится 69 млн.
велосипедов.
Жители Швейцарии в 2010 году купили больше
велосипедов, чем машин: в стране продали 351 тысячу новых велосипедов и
лишь 294 тысячи новых автомобилей. С 2011 по 2020 год власти Цюриха
планируют тратить ежегодно около 2 млн. франков на программу по
дальнейшему внедрению велосипедов на дорогах.
В Нидерландах больше велосипедов, чем жителей: 18 млн.
на 16 млн. граждан, 10 лет назад эти цифры составляли 11 и 14 млн.
Несмотря на рост числа личных автомобилей, велосипед отнюдь не теряет
популярности – в среднем каждый житель страны проезжает на нем 900 км в
год.
Страны Прибалтики также предпринимают меры по развитию велосипедной инфраструктуры своих городов. Взялась за дело и Беларусь. Россия пока
"тормозит": чиновники больших городов не верят в эффективность
велосипедов как вида городского транспорта и кивают на то, что в
условиях суровых российских зим поддержание велодорожек в надлежащем
состоянии не представляется возможным. Но они будто не замечают опыт
соседней Финляндии, где в одной только столице
существует более 1300 километров велосипедных дорожек, а на 560 тысяч
горожан (без жителей пригородов) приходится 400 тысяч велосипедов и
всего 200 тысяч автомобилей. Для того, чтобы решить транспортную
проблему в Хельсинки, 30 лет назад был создан специальный велосипедный
департамент при администрации города. И сегодня в финской столице
велосипед заменяет и личный автомобиль, и общественный транспорт. Всего в
Финляндии 4 830 километров велосипедных дорог.